"АНТИБУКС — ВЕЩЬ!" — весело сказала мне моя жена Алина, вылезая из февральского сугроба )))
Запись, которой никого сейчас не удивишь.
Просто очередная замена обычной ABS ATE / TEVES на более продвинутую систему антибукса TCS BOSCH, или как её называет сам General motors — СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЯГОЙ.
Я бы может и не писал бы её, если бы не три момента при установке, на которые я напоролся.
Теперь у меня обе Лачетти с контролем тяги, на хетче АТЕ, на вагоне БОШ, и я Вам скажу — работают они всё-таки по-разному!
Видео-демонстрация принципа работы тормозной системы (лично я посмотрел с интересом)
Первая часть записи: Chevrolet Lacetti и Traction Control System (&JTC) — часть 1 — здесь вся теория, различия одного от другого, все нужные артикулы и прочая важная информация.
Если Вам предстоит замена АБС ATE на ТКС ATE — АНТИБУКС в Lacetti — Замена блока ABS ATE Teves на блок TCS ATE Teves
Сегодня же продолжим рассматривать замену ATE на BOSCH
Блоки можно отличить сразу визуально — у АТЕ ТЕВЕС цилиндр на гидроблоке чёрного цвета, у Bosch — серого. БОШи намного более распространены на разборках, потому найти их за разумные деньги очень реально.Так как работы проводились на вагоне, то ВУТ я не менял. Вернее хотел бы конечно поменять свой тандемный ВУТ на ВУТ от двухлитровой дизельной милашки Lacetti 2.0 TСDi (как сделал Саня ceratoZavr), но найти этот ништяк мне не удалось…
Мне понадобилось:
— 96418853 — Главный тормозной цилиндр от тормозного цилиндра 96349919 [CX] (2005-2009) = 2000руб
— 96349932 [JT] — Блок трекшн-контроля BTCS BOSCH (0 265 220 650 / 0 273 004 613) с кронштейном 96549744 (2005-2007) = 1800 руб
— 96551299 [8A] — Коса/жгут/проводка = 500 руб
— 96417239 [L7] — первичная тормозная трубка от блока ГТЦ до ТКС
— 96349908 [A7] — вторичная тормозная трубка от блока ГТЦ до ТКС
— 96549748, 96549749, 96549750 — тормозные трубки от гидроблока ТКС до распределителя тормозных сил 96349945 (пропорционального клапана главного тормозного цилиндра, тройника)
Мой ГТЦ 96418853 от тормозного цилиндра 96349919 [CX], который имеет заводское обозначение "Тормозной цилиндр а-главный dot3".
Вот теперь сижу и думаю — чем грозит использование DOT4 в этом ТЦ?
Умные люди, подскажите плиз! ))
Более новые ГТЦ я найти в продаже не смог:
95984183 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 35, 19) (&M98 &JM2 &NW9) 2010-2012
95984184 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 35, 19) (&MFN &JM2 &NW9) 2010-2012
96418858 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 35, 19) (&M98 &JM2 &NW9) 2009-2012
96997000 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 35, 19) (&MFN &JM2 &NW9) 2009-2012
95984176 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 19) (&MFA /MLQ &JM0 &NW9) 2010-2012
95984177 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 19) (&MFH /MXF &JM0 &NW9) 2010-2012
96418837 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 19) (&MFA /MLQ &JM0 &NW9) 2009-2012
96930338 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ (48, 19) (&MFH /MXF &JM0 &NW9) 2009-2012
96418853 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ DOT3 OIL (48, 35, 19) (&MFN &JM2 &NW9) 2005-2009
96418854 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ DOT3 OIL (48, 35, 19) (&M98 &JM2 &NW9) 2005-2009
96418833 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ DOT3 OIL (48, 19) (&MFH /MXF &JM0 &NW9) 2003-2009
96418834 ЦИЛИНДР А-ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗНОЙ DOT3 OIL (48, 19) (&MFA /MLQ &JM0 &NW9) 2003-2009
ДЕМОНТАЖ:
1. снять клемму аккумулятора
2. откинуть расширительный бачок ОЖ
3. снять корпус подкапотных предохранителей
4. отсоединить проводку блока АБС
5. откачать из расширительного бачка ТЖ
5. отсоединить все тормозные трубки, все кроме трубки на переднее левое колесо убираем в сторону
6. снять старый блок АБС
7. снять ГТЦ
Между ГТЦ и ВУТ имеется уплотнительное колечко, которое не указано в каталогах и не имеет собственного артикула. В случае повреждения этого колечка придётся его менять (иначе будет подсос воздуха в ВУТ), придётся подбирать по размерам.
РАЗЛИЧИЯ ПРОВОДКИ БЛОКА АНТИБУКСА
Коса проводки гидроблока мне попалась 96551299 [8A], то есть именно от авто с двигателем 1,6.
Если у вас проводка 96451720 [8B] от авто 1,8 — необходима перестановка пина связи с ЭБУ с позиции 23 на позицию 25.
Вскрытие разъёма проводки я расписывать не буду, больше деталей касательно перепиновки косы под БОШ — в записи Саши Klopyra Правильное подключение ABS+TCS BOSCH.
Скажу одно — вытащить пин из разъёма проводки BOSCH это нереальное мучение без специнструмента, в отличии от проводки АТЕ.
Даже не пытайтесь вытаскивать пин обычными иголками.
МОНТАЖ
Тут чуть "веселее". Если внимательно посмотреть на картинку кронштейнов из каталога, то можно увидеть — крепление совершенно разные. Одна точка крепления (задняя) — одинаковая, а вторая точка — разная.
У АТЕ — на горизонтальной части лонжера, у БОШ — дальше по лонжерону в сторону бампера.
То есть при смене блоков БОШ на АТЕ наш великий ДжиЭм убрал вторую шпильку крепления, на её месте просто отверстие. Первый (и вроде бы единственный), кто упомянул этот момент, был Саша в записи Доработка тормозной системы (продолжение).
Крепить как большинство здешних на одну шпильку я совершенно не хотел, всё же блок АБС/ТКС не легкий. Вариант "крепления" саморезом в пластиковую клипсу (и такое видел тут) вызвал улыбку, вариант нарезания резьбы в тонком стенке лонжерона (как у Сани) тоже не рассматривал, там еле один виток резьбы получится.
Принято решение крепить на резьбовую заклёпку.
Это первый момент, из-за которого пишу эту запись.
Потому я начал подготавливаться заранее — я изготовил резьбовой заклёпочник из автомобильных компонентов, потратив на всё 100 рублей и получив удивительно компактное и простое устройство)).
А компактность тут очень важный параметр, около лонжерона места просто 10см, обычным заклёпочником там даже делать нечего.
Самодельный заклёпочник показал изумительное удобство и отличное качество затяжки заклёпки.
Итак, после установки заклёпки имеем вторую надёжную точку крепления под болт М8.
Порядок монтажа
1. накинуть тормозные трубки на тройник
2. проложить проводу гидроблока, закрепить контакт массы на лонжероне
3. поставить кронштейн и гидроблок
4. поставить ГТЦ
5. накинуть тормозные трубки от ГТЦ до гидроблока
Так как расположение штуцеров на блоках АТЕ и БОШ совершенно разное, то тут кроме собственно толстых тормозных трубок 96417239 и 96349908 нам понадобились и три трубки 96549748, 96549749, 96549750 от гидроблока до распределителя тормозных сил 96349945 (пропорционального клапана главного тормозного цилиндра или тройника).
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ ТРУБОК от ГТЦ до ТКС
Это второй момент, из-за которого пишу эту запись.
У меня было опасение, что нужные толстые тормозные трубки 96417239 и 96349908 я не успею получить к моменту установки, потому я даже озадачился самостоятельным созданием копий этих трубок.
Оказывается это возможно и не очень сложно.
Начал с обмера оригинальных толстых трубок.
Внешний диаметр трубки — 6мм
Длина трубки 96417239 — 56см
Длина трубки 96349908 — 40см
Длина штуцеров — 20мм
Резьба штуцера — М12х1 (к слову на остальных трубках М10х1)
Ключ — на 12
Изначально я пошел по неправильному пути — обратился в казанские конторы по изготовлению тормозных трубок. Но ценник убил с порога — от 600руб за трубку.
Потом пошёл по трудному пути (просто я не знал что есть путь еще легче) — купить моток медной трубки, купить штуцеры, купить инструмент для завальцовки трубки.
Узнал о существовании польского производителя всего-всего-всего для изготовления тормозных трубок — о компании WP (их канал на Ютубе)
Продают трубки отрезками под марку авто (понятное дело, что они не знают о существовании толстых трубок пот антибукс на Лачетти), метражом или бухтами. Их артикулы бьются по Автодокам и прочим российским магазинам.
Вот как изготавливают тормозные трубки в промышленных условиях
Вот как производитель предлагает изготавливать тормозные трубки самостоятельно специальным инструментом FTD 250 (цена около 2000руб)
Вот пробная самодельная тормозная трубка — почти 100%ное совпадение! Трубка ОЧЕНЬ твердая, голыми руками гнуть почти невозможно.
Затем я наткнулся на легкий и дешевый путь. Есть в Питере компания ОТиДО АВТО, которая занимается тем же самым, что и поляки. Но цены приятнее, ассортимент еще шире и они не брезгуют изготавливать единичные заказы. Цена готовой трубки со штуцерами вообще смешная — от 50 рублей! Остаётся только согнуть трубку по изгибам родной.
Их трубки намного более пластичные чем польские (вот только не знаю что лучше — мягкие или жесткие трубки), толщина стенки примерно одинаковая.
Но устанавливать самодельные трубки мне не пришлось — вовремя получил оригинальные корейские.
ПЛАТА СОГЛАСОВАНИЯ ИНДИКАТОРОВ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
До 2007 года на Лачетти не было никаких плат согласования.
При замене блока БОШ на АТЕ в 2007 году инженерам из-за различий в электрических схемах пришлось включать в систему индикаторов приборной панели дополнительное устройство — плату согласования, которая выполняет роль инвертора. На схеме она обзывается ABS WARNING LAMP MODULE.
Для возврата к историческим корням необходимо найти корпус этой платы, он прикручен изолентой к основному жгуту проводки чуть выше разъёма С202 и соединить между собой контакты A-F и С-Е.
Это можно сделать несколькими способами:
— выпаять все элементы и напаять перемычки на родной плате согласования.
— кинуть перемычки в самом корпусе платы согласования.
Но я хотел не как у всех, хотел повторить опыт Саши и попрактиковать в ЛУТ-технике.
Для желающих повторить — ФАЙЛ ПЛАТЫ В SPRINT LAYOUT
Так же, для самых нетерпеливых — можно вообще ездить без этой платы! )))
Заветная лампочка TCS будет нормально работать, но лампы АБС и ручника будут просто неактивны.
Недавно в личку постучался Раджу azer-9883 с вопросом — а можно ли реализовать "установку наоборот" — на авто с БОШем поставить АТЕ? (опустим причины одного блока на другой).
Действительно, такого я еще ни у кого не было, мне стало интересно, сел за сравнение схем и под конец даже сам разобрался, почему перемыкают контакты A-F и С-Е )))
ЧАСТЬ, КОТОРОЙ Я НЕ БЫЛ ГОТОВ — "ГИДРОБЛОК НЕ ПОДАЁТ НИКАКИХ ПРИЗНАКОВ ЖИЗНИ"
Итак, всё установлено, проводка проложена и подключена, зажигание и … тишина…
На приборке лампы АБС, ручника и ТКС просто не включаются, первого щелчка инициализации гидроблока нет.
Пошел курить (при том что не курю). Покурил.
Либо предохранители либо проводка либо блок просто труп.
Питание приходит по предохранителю Ef2 60A, линия зажигания IGN1 по F11 10A — там всё целое.
Глянул жгут заземления — легкий слой окисла. Но зачищать не снимая косу — крайне неудобно, решил снять косу.
Снял и обнаружил третий момент из-за чего я пишу эту запись.
Похоже я одевал разъём косы на разъём блока с перекосом, и пластиковый ключ на блоке смял один из контактов разъёма.
Понял что без снятия контакт не выпрямить, снял и пошел домой.
Первое, что удивило — НА СХЕМЕ РАЗЪЁМА НЕТ ЭТОГО КОНТАКТА!
На этом контакте звонилась масса. И ключ вдавил этот контакт таким образом, что она прижалась еще к двум контактам разъёма, и соответственно они так де были замкнуты на массу.
Решил прозвонить всю проводку, разобраться что это за контакт ну и заодно определю все ли линии косы целые. Вот что получилось:
РАСПИНОВКА КОСЫ ПРОВОДКИ БЛОКА TCS BOSCH
1 — датчик ABS задний правый — Wheel speed sensor
2 —
3 — датчик ABS задний правый — Wheel speed sensor
4 — датчик ABS передний правый — Wheel speed sensor
5 — датчик ABS передний правый — Wheel speed sensor
6 — датчик ABS передний левый — Wheel speed sensor
7 — датчик ABS передний левый — Wheel speed sensor
8 — датчик ABS задний левый — Wheel speed sensor
9 — датчик ABS задний левый — Wheel speed sensor
10 —
11 — Диагностика — С110 (2)
12 —
13 —
14 — BAT+ Break Switch — С110 (1)
15 — IGN+ — С110 (6)
16 — GND — G106
17 — B+ — С107 (1)
18 — B+ — С107 (2)
19 — GND — G106
20 — лампа ABS — С110 (8)
21 — лампа Brake — С110 (12)
22 — лампа TCS — С110 (11)
23 —
24 —
25 — ЭБУ — С110 (9)
Таким образом получилось, что этот непонятный контакт закоротил на массу контакты ламп индикаторов ручника и АБС. По идее и по форме этого контакта, при правильном подключении ключ на блоке должен отодвинуть его от контактов ламп индикации.
Но решил проконсультироваться у кого?! Правильно — у нашего всего и вся Олега Legazoid.
Это перемычка, которая при отсоединении разъёма косы от гидроблока моментально замыкает лампы индикации неисправности тормозной системы (ручник+АБС), и она действительно отсутствует на схеме разъёма.
Короче, разобрался. Контакт выгнул до изначального состояния, одел разъём и первым делом проверил отсутствие закороченности контактов 20 и 21 на массу — разъём одет правильно, я выдохнул…
ПРОКАЧКА ТОРМОЗНЫХ КОНТУРОВ
По сравнению с блоком АТЕ отверстия входных контуров МС1 и МС2 расположены зеркально, а выходные — без изменений.
Использовал специальный разрезной ключ 10/12мм под тормозные трубки Дело Техники арт. 513120.
Вроде бы процедура прокачки — самая банальная часть работы, но и тут Олег дал очень дельный совет — прокачивать контуры нужно на незатянутых трубках.
Накинул все трубки, и сначала прокачал отдельно ГТЦ до вытекания из него ТЖ, затем блок антибукса, и закончил тройником. И вы знаете, необходимости дальнейшего прокачивания не было, воздуха в трубках не осталось ни пузырика )))
ИТОГ
Я прекрасно помню слова Олега, что работа антибукса БОШ в разы лучше работы блока АТЕ.
И вот теперь я на личном опыте так же могу сказать — БОШ работает лучше чем АТЕ.
Не в сто раз конечно, но определенно лучше. Теперь я понимаю смысл слова "рыгня" )))
БОШ работает незаметно что ли, при пробуксовке педаль газа дергается почти незаметно, при срабатывании АБС тоже нет той жуткой трескотни блока АТЕ.
А, еще есть различие:
Блок АТЕ инициализируется с явными щелчками под капотом при зажигании и на скорости 22км/ч (при которой так же происходит писк о непристёгнутом ремне и открытие климат-контролем заслонки рециркуляции воздуха)
А блок БОШ щелкает только один раз (при зажигании), а затем вторая инициализация сопровождается секундным подергиванием педали газа при начале движения. Не пугайтесь, это нормально — это срабатывает релюшка прокачки насоса (фото расчленёнки), а так как гидроблок находится на лонжероне, то он отдает щелчком в педальный узел.
Короче, я доволен!
Возможно весной когда буду на хетче ставить вагоновский ВУТ заодно заменю антибукс АТЕ так же на антибукс БОШ.
РЕКОМЕНДУЮ К ПРОЧТЕНИЮ
Klopyra — Доработка тормозной системы (начало) и Доработка тормозной системы (продолжение)
Legazoid — Замена ВУТ и ГТЦ от праворульной Лачетти Вагон
AnGol — Установка антипробуксовочной системы Bosch ABS+TCS и Тормоза с вагона (прокаченный усилитель тормозов)
LazySerg — Установка штатного TCS (Traction Control System) (Сергей не менял родные трубки, а подогнул родные) и Замена ВУТ и ГТЦ от Лачетти Вагон
DenLen — Первая Джентра с заводской антипробуксовочной системы ABS/TCS — нюансы с допайкой недостающих элементов в приборке